Цели правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности. Так, существенно отличаются деятельность милиции и деятельность нотариусов. А ведь и та, и другая относятся к правоохранительной! Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.
Существует несколько классификаций правоохранительной деятельности. Рассмотрим одну из них.
В зависимости от конкретных целей, которые, стоят перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно подразделить на следующие виды:
- деятельность по обеспечению безопасности;
- борьба с преступностью (выявление и расследование преступлений);
- надзор за соблюдением законности;
- обеспечение исполнения решений судов и других органов, в случаях, предусмотренных законом;
- обеспечение государственной политики в области юстиции;
- оказание помощи гражданам и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм).
Данное подразделение правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам: во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно.
Например, прокуратура - борьбу с преступностью (в форме предварительного следствия) и надзор за законностью, Федеральная Служба Безопасности РФ - обеспечивает безопасность и борется с преступностью.
Во-вторых, понятие "обеспечение безопасности" весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью).
В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как "борьба с преступностью", "государственная политика в области юстиции" также являются многосоставными. В частности, в такой вид деятельности как борьба с преступностью необходимо включать оперативно-розыскную деятельность (по основной своей направленности), дознание и предварительное следствие.
Такой вид правоохранительной деятельности как "государственная политика в области юстиции", который в Российской Федерации осуществляют органы юстиции во главе с Минюстом РФ, вообще насчитывает более шестидесяти подвидов.
В-четвертых, данная классификация учитывает виды правоохранительной деятельности, которые, строго говоря, к таковой относятся с некоторой натяжкой. Это деятельность, которую осуществляют некоторые государственные (например, государственные нотариальные конторы) и негосударственные (например, адвокатура) организации.
Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.
Поэтому неслучайно то, что в учебной и научной литературе приводится множество иных классификаций, которые также не лишены недостатков. Причиной этого можно считать недостаточное законодательное урегулирование понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган".
Так, например, в учебнике «Правоохранительные органы РФ[1]», авторами которого являются К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев приводится следующая классификация. В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие виды:
а) Конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ". Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ.
б) Правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней.
в) Прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура.
г) Выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия (УПК РФ).
д) Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура.
е) Обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.
______
[1] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. М.: Зерцало, 2004. С.24-26.