Контрольная работа по Коммерческому праву
СОДЕРЖАНИЕ
- Субъекты самостоятельной коммерческой деятельности
- Документирование коммерческой деятельности
- Форма и место предъявления исков в арбитражный суд
1. СУБЪЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Индивидуальные предприниматели.
Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица – одна из самых простых форм организации предпринимательской деятельности. В современном законодательстве это один из немногих способов ведения единоличного частного предпринимательства. Другие организационные формы предполагают организацию юридической личности, или основываются не на единоличном хозяйствовании, а на объединении средств, труда, или строятся на базе государственного, а не частного имущества. Такой подход является новым для нашего законодательства, поскольку ранее им допускалась возможность создания единоличного частного предприятия.
Закон не останавливается специально на том, с какого возраста гражданин имеет право заниматься индивидуальной деятельностью, однако рассмотрение нескольких норм ГК, а именно ст. 21, 26, 27, позволяет сделать вывод о том, что для осуществления предпринимательской деятельности гражданин должен быть полностью дееспособным, т. е. достичь восемнадцатилетнего возраста. Есть два исключения из этого правила, о чем говорится в ст. 21 и 27 ГК. Исключения связаны, во-первых, со вступлением гражданина в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста и, во-вторых, с новой для нашего законодательства процедурой эмансипации несовершеннолетнего.
В первом случае гражданин приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак, из чего можно сделать вывод о том, что с этого же момента гражданин приобретает одновременно и право на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, поскольку единственным условием для занятия последней как раз и является обладание гражданской дееспособностью в полном объеме. В этом случае юридическим фактом, открывающим для гражданина возможность заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, является момент регистрации брака.
Второе исключение – эмансипация, она регулируется ст. 27 ГК, в которой говорится о том, что гражданин может быть признан полностью дееспособным при достижении шестнадцати лет, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. [1]
2) Полные и коммандитные товарищества.
В основе создания полного товарищества лежит интерес нескольких физических или юридических лиц объединиться для ведения совместной деятельности, объединить при этом свой капитал, образуя самостоятельный субъект коммерческих отношений. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что в соответствии с новым гражданским законодательством полное товарищество является юридическим лицом. Ранее законодатель не наделял полные товарищества этим качеством.
Полное товарищество имеет ряд специфических особенностей, главными из которых являются следующие. Во-первых, любой из участников полного товарищества действует от имени товарищества в целом, т. е. предпринимательская деятельность участников товарищества признается деятельностью самого товарищества. Вторая особенность заключается в оригинальной системе ответственности участников полного товарищества. Все они несут солидарную, неограниченную ответственность всем своим имуществом по долгам товарищества (п. 1 ст. 69 ГК). Сущность такой ответственности заключается в том, что при отсутствии у товарищества достаточных средств погасить задолженность, ответственность распространяется на все имущество участников товарищества. Если полное товарищество осталось должным кредитору и не может эту задолженность погасить, то кредитор имеет право направить взыскание на имущество товарищества или на личное имущество любого из его участников Следовательно, не исключена возможность, когда по сделке, заключенной одним из участников товарищества, в конечном счете отвечать будут другие участники, причем своим личным имуществом.
Каждый участник полного товарищества отвечает по обязательствам товарищества всем своим имуществом вне зависимости от его доли в полном товариществе и вне зависимости от доли участия остальных. Условия ответственности участников полного товарищества, зафиксированные в законе, не могут быть изменены или устранены какими бы то ни было соглашениями его участников под угрозой признания таких соглашений ничтожными (п. 3 ст. 75 ГК).
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК участниками полного товарищества (полными товарищами) могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Тем самым, как мы видим, закон здесь исключает из числа участников иных граждан, не являющихся предпринимателями. Такая позиция законодателя, ориентированная на профессиональный состав участников этого юридического лица, не лишена логики.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) также представляет собой объединение нескольких лиц и их капитала, созданное на основе договора между ними для совместной хозяйственной деятельности.
Все участники товарищества на вере подразделяются на две основные группы: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Первые осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут по его долгам полную ответственность всем своим имуществом, причем неограниченно и солидарно. Таким образом, правовой режим этой группы полностью схож с тем, который установлен для участников полных товариществ. Другая группа участников– вкладчики, или коммандитисты, делают вклады в имущество товарищества и не несут ответственности по его долгам, они несут лишь риск убытков от утраты своих вкладов в имуществе товарищества.
В отличие от полных товариществ, где все его участники должны обязательно быть профессиональными предпринимателями, в товариществе на вере только полные товарищи должны быть индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями, что касается вкладчиков, то ими могут быть любые граждане и любые юридические лица за исключение тех, которые специально перечислены в ГК. В частности, вкладчиками в товариществе на вере не вправе выступать государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, специально предусмотренных законом. По смыслу ст. 3 ГК речь идет исключительно о федеральных законах, т. е. никакие ведомственные акты, акты исполнительной власти и акты органов местного самоуправления, являясь подзаконными, не могут устанавливать исключений на этот счет. Другое исключение распространяется на финансируемые собственником учреждения. Они могут быть участниками любого товарищества, в том числе и коммандитного, только с разрешения собственника, если иное не установлено законом. И, наконец, последнее исключение относится к отдельным категориям граждан, которым закон может специально запретить участие в хозяйственных товариществах. В этом случае речь может идти об отдельных категориях государственных служащих, участие которых в делах товарищества может нанести вред интересам государства.
Различие в правовом положении участников товарищества на вере соответственно обусловливает и другие его правовые особенности, в частности коммандитисты отстранены от предпринимательской деятельности и управления делами товарищества. Они сохраняют лишь право на получение дохода на сделанный ими вклад и вынуждены доверять полным товарищам в использовании этих вкладов. Такое положение вещей и предопределило наименование этого вида товарищества – товарищество на вере. Название аналогичной формы было и в предшествующем новому ГК законодательстве. Речь идет о смешанном товариществе, что по сути также было оправдано, поскольку товарищество на вере, как далее будет показано, занимает некоторое промежуточное положение между полными товариществами и отдельными видами обществ.[2]
3) Хозяйственные общества.
Общество с ограниченной ответственностью на сегодня можно назвать, пожалуй, одной из наиболее распространенных форм организации предпринимательской деятельности. Оно является специальной формой объединения учредителями их возможностей и средств путем образования нового юридического лица, хотя определяющим для общества с ограниченной ответственностью является объединение именно капитала, а не труда. Вместе с тем на этой стадии организации предпринимательской деятельности непосредственное участие членов общества в его оперативно-хозяйственной деятельности полностью не исключается. Участниками обществ с ограниченной ответственностью могут быть и граждане и юридические лица.
Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого поделен на доли, так же как и в обществе с ограниченной ответственностью, однако от последнего общество с дополнительной ответственностью отличается характером ответственности участников, поскольку, при недостаточности имущества общества, для удовлетворения требований кредиторов участники такого общества могут быть привлечены к дополнительной ответственности принадлежащим лично им имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, что характерно для полных товариществ, а лишь его части – одинакового для всех участников кратного размера к сумме внесенных ими вкладов.
Участниками обществ с дополнительной ответственностью могут быть и граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ с дополнительной ответственностью. Финансируемые собственником учреждения могут быть участниками обществ с дополнительной ответственностью только с разрешения собственника.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Наиболее общие нормы о статусе АО содержит Гражданский кодекс, определяя в гл. 4 его понятие, основные черты и устанавливая основные гарантии прав акционеров и кредиторов общества. Более подробная регламентация статуса акционерных обществ является предметом специального законодательства, где центральное место занимает Закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Этот закон определяет правовое положение всех акционерных обществ, как созданных, так и создаваемых на территории Российской Федерации, за отдельными исключениями, которые касаются организации АО в банковской, инвестиционной и страховой сферах, а также тех акционерных обществ, которые были созданы в процессе приватизации. Особый правовой режим также предусмотрен законодателем для акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей. Регулирование деятельности перечисленных организаций является сферой специальных федеральных законов.
Акционерные общества в отличие от всех ранее рассмотренных видов коммерческих организаций представляют собой почти исключительно объединение капитала, этим они отличаются от товариществ, объединяющих в первую очередь лиц, и от других хозяйственных обществ, которые, хотя и ставят главной целью объединение капитала участников, но тем не менее предполагают возможность их непосредственного личного участия в хозяйственной деятельности организации.
Уставный капитал акционерного общества изначально поделен на заранее определенное число одинаковых долей, выраженных акциями. Все акционерные общества делятся на две группы: закрытые и открытые. Их отличия зафиксированы в ст. 97 ГК, где предложено более обоснованное, чем в прежнем законодательстве, различие акционерных обществ. Акции открытого акционерного общества распространяются по свободной подписке, в закрытом обществе, наоборот, акции раскупаются только его учредителями.
4) Производственные кооперативы.
Производственным кооперативом (артелью) считается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности Это объединение основано в первую очередь на личном трудовом участии членов кооператива, а также предполагает объединение ими имущественных паевых взносов. Таким образом, кооператив, в первую очередь, представляет собой форму объединения не капиталов, а граждан для совместной деятельности. Предпринимательская деятельность производственных кооперативов может осуществляться в самых различных областях производства, переработки, сбыта, торговли, оказания услуг и т. д.
Все кооперативы делятся на два вида: производственные и потребительские Первые являются коммерческими организациями и осуществляют предпринимательскую деятельность. Вторые коммерческими организациями не являются и их основная цель – не получение прибыли, а удовлетворение материальных потребностей своих членов.
5) Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
ГК в качестве основной формы ведения хозяйственной деятельности государственными предприятиями рассматривает унитарное предприятие. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Деятельность таких предприятий регулируется § 4 гл. 4 ГК, а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарные предприятия делятся на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие.
Общим признаком всех унитарных предприятий является то, что они не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества здесь является его учредитель. Само же предприятие обладает только правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям) даже между его работниками.
6) Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Перечень некоммерческих организаций содержится в п. 3 ст. 50 ГК РФ, а также в специальном законодательстве о некоммерческих организациях. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), социальные, благотворительные и иные фонды, финансируемые собственником учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Однако некоммерческие организации могут быть созданы и в других формах, предусмотренных федеральными законами, следовательно, перечень легальных организационных форм некоммерческих организаций не закрыт, что отличает их от коммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций регулирует целый ряд специальных нормативных актов, среди которых центральное место занимают Федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях».
Основные виды некоммерческих организаций:
1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»). Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
2) община малочисленных народов (Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»). Общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
3) общественное объединение (ст. 117 ГК, ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» и др.). Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
4) фонд (ст. ст. 118, 119 ГК, ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 10 Федерального закона «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
5) негосударственный пенсионный фонд (ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»). Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
6) учреждение (ст. ст. 120, 296 - 299 ГК, ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 11 Федерального закона «Об общественных объединениях» и др.). Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз) (ст. 121 ГК, ст. ст. 11, 12 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и др.). Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
8) объединение работодателей (Федеральный закон «Об объединениях работодателей»). Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
9) некоммерческое товарищество (ст. 291 ГК, ст. ст. 135 - 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Так, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
10) некоммерческое партнерство (ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.). Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
11) автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и др.). Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
12) государственная некоммерческая корпорация (ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
13) товарная биржа (ст. 2 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле»). Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли (п.1 ст.3 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Таким образом, перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим.
2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В любой коммерческой фирме, да и в других организациях и у индивидуальных предпринимателей наиболее важный и сложный вопрос - это документирование своей организационно-управленческой деятельности, а также взаимоотношений с контрагентами, персоналом и органами власти.
Документирование коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта предполагает изучение законодательного и нормативного регулирование создания и преобразования коммерческого предприятия, специфики подготовки документов, которые сопровождают возникновение и государственную регистрацию предприятия, организацию работы его органов управления, отражают особенности коммерческой деятельности. Кроме того, рассматриваются основные подходы к оформлению соответствующей документации, базирующиеся на нормах современного российского законодательства.[3]
Делопроизводство в коммерческой деятельности - это прежде всего документирование контактов с клиентами и процесса поставки товаров. Каждое действие, связанное с клиентом, поставщиком или любым внешним партнёром фиксируется в виде документа. Это могут быть самые различные документы, определяемые бизнес-процессами конкретной фирмы - запросы, коммерческие предложения, заказы, контракты, счета, протоколы, акты и т.д. Поэтому руководителю важно обеспечить единое хранилище документов с моментальным доступом к нужному документу, направление и распределение документов среди сотрудников, ведение истории документа, контроль исполнения, ведение архива и другие типичные функции систем документооборота. [4]
Для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, необходимым требованием для информационного обеспечения служит документирование информации, осуществляемое в соответствии с обязательными правилами делопроизводства и стандартизации документов и их массивов. Документ, полученный от информационной организации, приобретает юридическое значение лишь в случае подписания его должностным лицом организации. Достоверность документа, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Фамилии и должности лиц, уполномоченных удостоверять своей подписью передаваемую информацию, а также возможность использования при этом электронной цифровой подписи определяются в договоре.
Движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки называется документооборотом. От четкости и оперативности обработки и движения документа зависит скорость получения информации, необходимой для выработки решения. Поэтому рациональной организации документооборота всегда уделяется большое внимание. Вся документация учреждения делится на три документопотока:
- входящие (поступающие) документы;
- исходящие (отправляемые) документы;
- внутренние документы.
Каждый из документопотоков имеет свою особенность в составе, количестве, обработке и движении. Количество документов всех потоков за год составит объем документооборота учреждения. Величина документооборота нужна для расчета необходимой численности делопроизводственного персонала, расчета эффективности применения средств механизации и автоматизации делопроизводств. В целом она показывает загруженность всего управленческого аппарата, т.к. всем его работникам приходится иметь дело с документами. В технологической цепочке обработки и движения документов можно выделить этапы:
- прием первичная обработка документов;
- предварительное рассмотрение и распределение документов;
- регистрация контроль за исполнением;
- информационно-справочная работа;
- исполнение документов и отправка.
Понятие делопроизводство базируется на понятии документирование. Под документированием понимается запись (фиксация) информации на различных носителях по установленным правилам. Документирование регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу. Документирование всегда осуществляется по определенным правилам, установленными правовыми нормативными актами или выработанными традицией.
Создание документов или документирование может осуществляться на естественном языке или на искусственных языках с использованием новых носителей информации. При документировании на естественном языке создаются текстовые документы, содержащие речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи. Текстовый документ, созданный с помощью письма, - это традиционный документ на бумажном носителе или видеограмма документа - изображение документа на экране электронно-лучевой трубки.
При документировании на искусственных языках создаются документы на машинных носителях документы, созданные с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку информации электронно-вычислительной машиной.
Важное значение при документировании имеют средства документирования - орудия, используемые человеком для создания документов.
Это могут быть простые орудия (ручки, карандаши и др.), механические и электромеханические (пишущие машины, магнитофоны, диктофоны, фото кино- и видеотехника н др.) средства автоматизации - компьютерная техника. В зависимости от используемых средств документирования различаются способы документирования (текстовое документирование, кино фото фонодокументирование, электронное документирование) и типы создаваемых при этом документов.
При использовании простых орудий создаются рукописные письменные документы (текстовые документы, информация которых зафиксирована любым типом письма), изобразительные документы (документы, содержащие информацию, выраженную посредством изображения какого-либо объекта) и графические документы (изобразительные документы, в которых изображение объекта получено посредством линий, штрихов, светотени). При использовании фототехники создаются фотодокументы, при использовании звукозаписывающей техники - фоно- (или звуковые) документы при применении кино- или видеотехники создаются кинодокументы, с помощью компьютерной техники - письменные документы на бумажном или электронном носителе, а также документы на машинных носителях.[5]
Документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации, специфических для каждого типа документов. Соблюдение этих правил придает юридическую силу создаваемым документам. Юридическая сила свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления.
Юридическая сила документа обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов -обязательных элементов оформления документа (наименование автора документа, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения, печать и др.
3. ФОРМА И МЕСТО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКОВ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Согласно ст. 125 АПК РФ[6], исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
10) перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
По действующему законодательству предъявление иска складывается из следующих процессуальных действий:
1) составление в определенной форме и с определенным содержанием искового заявления (ст. 125 АПК);
2) подача искового заявления с приложенными в соответствии со ст. 126 АПК документами в арбитражный суд;
3) вынесения арбитражным судом соответствующего определения (ст. 127, 128, 129 АПК).
Исковое заявление как документ следует отличать от иска как процессуальной конструкции:
а) исковое заявление может содержать несколько исков (в тех случаях, когда истцом сформулировано более одного материально-правового требования);
б) если иск - категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться), то исковое заявление, как правило, категория статичная (для изменения предмета иска или его основания не нужно подавать нового искового заявления; при процессуальном правопреемстве также не происходит подачи нового искового заявления).[7]
Сложившаяся практика применения ч. 1 ст. 102 АПК 1995 г. предполагает изготовление искового заявления на бумажном носителе, при этом способ нанесения текстовых знаков (рукописно, с использованием компьютера, печатной машинки, множительной техники и т.д.) значения не имеет.
Исковое заявление по смыслу ч. 1 ст. 125 АПК должно подписываться истцом или его представителем собственноручно, что исключает воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 53 ГК, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Таким образом, для того, чтобы установить, правомочно ли конкретное лицо на подписание искового заявления, необходимо определить, является ли оно органом юридического лица с точки зрения материально-правового законодательства.
Полагаем, что и по действующему АПК подписание искового заявления руководителем либо иным членом коллегиального органа вполне допустимо, если соответствующее полномочие прямо подтверждено решением самого коллегиального органа (либо иным документом - например, положением о коллегиальном органе). Однако данный подход отнюдь не исключает возможности подписания искового заявления всеми членами коллегиального органа (либо большинством членов - в зависимости от порядка принятия решений).
В тех случаях, когда исполнительными органами юридического лица являются одновременно коллегиальный и единоличный органы, вопрос о том, кто уполномочен на подписание искового заявления, разрешается на основе анализа действующего законодательства, а также учредительных документов и локальных актов юридического лица[8]. В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации). Могут ли управляющие организации подписывать исковые заявления? Полагаем, что могут, поскольку положения ч. 5 ст. 59 АПК не могут быть истолкованы как ограничивающие либо исключающие участие в арбитражном процессе управляющих организаций в качестве исполнительных органов юридического лица. Тем более что и ч. 4 ст. 59 АПК отсылает, прежде всего, к материальному законодательству, устанавливая, что органы юридического лица действуют в соответствии с федеральным законом (ГК, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.), иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. Соответственно в тех случаях, когда исполнительным органом истца является управляющая организация, исковое заявление подписывает ее руководитель (либо уполномоченный им представитель).
При подписании искового заявления представителем необходимо учитывать положения, установленные ст. 59 - 62 АПК.
Фактически исковое заявление может быть подано двумя способами:
а) путем отправки в адрес арбитражного суда по почте (очевидно, что письменная форма искового заявления исключает использование электронных средств отправки);
б) путем вручения искового заявления в канцелярию арбитражного суда.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012.
- Калюжная И.В. Документирование деятельности отдела продаж // Секретарское дело. 2005. №2.
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004.
- Коммерческое право: Учебник Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб.: С.-Петербургский университет, 2004. С
- Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.
- Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М.: Норма, 2002.
---
[1] Коммерческое право: Учебник Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб.: С.-Петербургский университет, 2004. С. 87.
[2] Коммерческое право: Учебник Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб.: С.-Петербургский университет, 2004. С. 93-96.
[3] Калюжная И. В. Документирование деятельности отдела продаж // Секретарское дело. 2005. №2. С. 16-21.
[4] Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. С.44-46.
[5] Калюжная И. В. Документирование деятельности отдела продаж // Секретарское дело. 2005. №2. С. 16-21.
[6] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012.
[7] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С.233.
[8] Халатов С.А. Представительство в гражданском и арбитражном процессе. М.: Норма, 2002. С. 80 – 83.