Организация местного самоуправления в городе Москве
Реферат
СОДЕРЖАНИЕ
- Особенности правового регулирования самоуправления в Москве
- Структура органов местного самоуправления в Москве. Муниципальное Собрание
- Правовой статус руководителя муниципального образования
- Муниципалитет
Актуальность исследования. Местное самоуправление - понятие многогранное. Это и одна из основ конституционного строя Российской Федерации, и разновидность публичной власти, и форма самоорганизации граждан по месту их жительства. Применительно к местному самоуправлению в Москве особое значение имеет третье определение этого понятия.
Необходимость осуществления местного самоуправления на уровне города признана многими, в том числе Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в ч. 1 ст. 131 положение о городском поселенческом уровне местного самоуправления. Тот факт, что территория города являлась одновременно и территорией субъекта, создал большие проблемы при организации местного самоуправления в Москве. В результате за два десятилетия было создано несколько моделей столичного местного самоуправления, отличающихся по ряду критериев, но так или иначе местное самоуправление в Москве оказывалось ущербным по сравнению с его аналогами в остальных субъектах Федерации (разве что в похожем положении оказалась муниципальная власть в Санкт-Петербурге). До сих пор процесс становления и формирования модели местного самоуправления в Москве далек от совершенства.
Цель исследования: проанализировать особенности организации местного самоуправления в городе Москве.
Для достижения указанной цели следует:
- рассмотреть особенности правового регулирования самоуправления в Москве;
- охарактеризовать структуру органов местного самоуправления в Москве;
- проанализировать правовой статус руководителя муниципального образования и муниципалитета.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОСКВЕ
Начало формированию столичного местного самоуправления было положено в 1993 г., в период возрождения этой публичной власти по всей стране. И первым нормативным правовым актом, касающимся данного вопроса, стал Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2125 «Об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве»[1], в соответствии с которым Москва делилась на административные округа, которые состояли из муниципальных районов, на их уровне и осуществлялось местное самоуправление. Органами местного самоуправления являлись муниципалитеты, включающие в себя муниципальные собрания и главу местной администрации (главу муниципалитета), тем самым создавалась некая общность муниципальных органов и во многом отсутствовало разделение властей.
28 июня 1995 г. был принят Закон города Москвы «Устав города Москвы»[2]. Статья 6 Устава вводила оригинальную конструкцию двойного статуса представительного и исполнительного органов власти Москвы, согласно которой они являлись одновременно и органами государственной власти субъекта, и органами местного самоуправления. Территориальными органами исполнительной власти были районные управы, являвшиеся одновременно органами и государственной власти, и местного самоуправления (вот почему ряд обывателей до сих пор считают их муниципальными органами), состоявшие из районного собрания и главы управы, возглавлявшего районное собрание и администрацию района, что еще больше усиливало отход от теории разделения властей.
Все минусы сложившейся модели местного самоуправления проявились в судебном разбирательстве по оспариванию нормативно-правовых актов в Московском городском суде в 2000 г., когда ряд положений Закона города Москвы «О районной Управе в городе Москве» был признан не соответствующим федеральному законодательству. Тем самым концепция двойного статуса органов власти города Москвы стала незаконной и московскому законодателю пришлось искать новые варианты решения данной проблемы[3].
В 2001 г. в Устав города Москвы был внесен ряд изменений, а 6 ноября 2002 г. с принятием городского Закона № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»[4] была сформирована современная модель столичного местного самоуправления, имеющая ряд особенностей, регулируемых как региональным, так и федеральным законодательством.
Вторая часть немногочисленна по своему объему норм: Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[5] содержит не так уж много положений о местном самоуправлении в столице. В ч. 1 ст. 2 данного Закона дается определение внутригородской территории города федерального значения (довольно абстрактное, запрещающее лишь осуществление местного самоуправления на уровне всего субъекта); в ч. 3 ст. 36 содержится норма о возможности совмещения главой муниципального образования функций председателя представительного и главы исполнительно-распорядительного органов. Специально посвященная местному самоуправлению в городах федерального значения ст. 79 дает право московскому законодателю устанавливать и изменять границы муниципальных образований, а также проводить их преобразование с учетом мнения населения этих территорий (а не с их согласия, как предусмотрено для остальных видов муниципальных образований). В той же статье говорится о праве субъекта Федерации - города федерального значения самостоятельно в своем законе определять вопросы местного значения, источники доходов местных бюджетов и состав муниципального имущества.
2. СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОСКВЕ. МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления[6].
В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» органы местного самоуправления в муниципальных образованиях Москвы имеют следующие наименования:
1) представительный орган местного самоуправления - муниципальное собрание внутригородского муниципального образования в городе Москве;
2) глава муниципального образования - руководитель внутригородского муниципального образования в городе Москве;
3) исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет внутригородского муниципального образования в городе Москве.
В ряде муниципальных образований в соответствии с их уставами создан также контрольный орган, который обычно носит наименование «ревизионная комиссия».
Муниципальное собрание, как представительный орган местного самоуправления, представляет собой обязательный коллегиальный выборный представительный орган местного самоуправления, выполняющий нормотворческие и иные полномочия по решению вопросов местного значения.
Муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Численный состав депутатского корпуса определяется уставом каждого конкретного муниципального образования, но не менее 10 человек. Обычно в Москве это 10 - 15 человек, однако в ряде муниципальных образований доходит и до 20.
Депутаты муниципального собрания осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального собрания. Как правило, уставы муниципальных образований в Москве закрепляют непостоянную основу деятельности депутатов.
Характеристика муниципального собрания как коллегиального органа означает, что он осуществляет свои полномочия, в т.ч. принимает решения в коллегиальном порядке, т.е. посредством всеобщего обсуждения и голосования при равенстве голосов депутатов.
Муниципальное собрание правомочно при наличии в его составе 2/3 от общего числа депутатов (числа, установленного уставом муниципального образования).
Формой работы муниципального собрания являются заседания. Заседание правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов[7].
Возглавляет муниципальное собрание председатель, которым в соответствии с уставом может быть по совместительству либо руководитель муниципального образования, либо специально избираемое из числа депутатов на эту должность лицо. В Москве, как правило, уставами муниципальных образований закрепляется модель совмещения статуса руководителя муниципального образования и председателя муниципального собрания. При этом руководитель муниципального образования избирается муниципальным собранием из своего состава.
Порядок работы муниципального собрания определяется уставом муниципального образования и регламентом муниципального собрания. Например, в муниципальных образованиях Покровское-Стрешнево, Тверское предусмотрено, что:
- заседания муниципального собрания проводятся не реже 1 раза в месяц, в летний период (июль - август) заседания муниципального собрания не проводятся;
- принятие решений муниципальным собранием производится открытым голосованием, а по персональным вопросам или по решению депутатов - тайным голосованием.
В структуре муниципального собрания, как правило, создаются подразделения (рабочие органы), преимущественно по предметному принципу, как то:
- комиссия по организации работы муниципального собрания и осуществление контроля за работой органов местного самоуправления;
- комиссия по культурно-массовой работе;
- комиссия по бюджетным отношениям и муниципальной собственности;
- комиссия по организации выборных мероприятий, местного референдума, взаимодействию с общественными объединениями и информированию;
- комиссия по развитию территорий;
- регламентная комиссия;
- земельно-имущественная/градостроительная комиссия;
- комиссия по социальной работе;
- комиссия по подготовке нормативных документов;
- жилищная комиссия;
- торговая комиссия;
- контрольно-ревизионная комиссия;
- гаражная комиссия;
- административная комиссия;
- и т.д.
Конкретный перечень рабочих органов (комиссий или др. название) определяется муниципальным собранием с учетом специфики конкретного муниципального образования.
Срок полномочий муниципального собрания определяется уставом муниципального образования в пределах от 2-х до 5-ти лет. Как правило, в соответствии с уставами, это 4 года.
Возможно также досрочное прекращение полномочий муниципального собрания в следующих случаях:
1) самороспуск;
2) решение суда о неправомочности состава муниципального собрания, в т.ч. в связи со сложением полномочий;
3) преобразование муниципального образования;
4) роспуск Мосгордумой в случае принятия не соответствующих законодательству нормативных правовых актов, если: такие противоречия установлены судом, они не устранены муниципальным собранием в течение 3 месяцев после решения суда, судом установлен факт неисполнения указанного решения суда, на основании чего мэр Москвы внес в Мосгордуму проект закона о роспуске муниципального собрания.
Муниципальное собрание выполняет нормотворческие и иные функции. Нормотворчество - основная деятельность муниципального собрания; его нормотворчество - первично, нормотворчество иных органов местного самоуправления - производно: иные муниципальные правовые акты издаются на основании и в соответствии с уставом и иными актами муниципального собрания; его нормотворческая компетенция неограниченна, оно может издавать акты по различным вопросам, обязательные для исполнения в муниципальном образовании, другие же органы - только в пределах и в соответствии с актами муниципального собрания.
К исключительной компетенции муниципального собрания относится:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Кроме того, муниципальное собрание уполномочено:
- выступать с законодательной инициативой в Московской городской Думе;
- назначать местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления, опрос граждан, публичные слушания, собрания граждан;
- вносить в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Комиссию по монументальному искусству предложения по вопросам местного значения;
- согласовывать вносимые управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложения: а) о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта; б) по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети; в) по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах;
- устанавливать границы территориального общественного самоуправления;
- формировать избирательную комиссию муниципального создания (если таковая создается), формировать избирательные округа;
- принимать прогнозный план приватизации муниципального имущества.
Согласно уставам муниципальных образований за муниципальными собраниями также закрепляются, например, следующие полномочия:
- принятие решения об обращении в Московскую городскую избирательную комиссию о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию, действующую на территории муниципального образования, либо о формировании избирательной комиссии муниципального образования;
- образование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- принятие решений об участии муниципального образования в ассоциациях и союзах муниципальных образований;
- решение вопроса о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
- принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности;
- утверждение перечня объектов муниципальной собственности, а также согласование передачи объектов муниципальной собственности в государственную собственность и др.
3. ПРАВОВОЙ СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Руководитель муниципального образования - обязательный единоличный постоянно действующий орган местного самоуправления, глава муниципального образования - выборное высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Руководитель муниципального образования может избираться путем прямых или косвенных выборов:
1) непосредственно населением на муниципальных выборах, либо
2) муниципальным собранием из своего состава.
При этом в изъятие из общего правила в городах федерального значения разрешается независимо от способа избрания руководителя муниципального образования совмещение им также постов председателя муниципального собрания и руководителя муниципалитета.
Конкретный порядок замещения должности руководителя муниципального образования определяется уставом муниципального образования. В Москве практически повсеместно избрана модель, при которой руководитель муниципального образования избирается из состава депутатов муниципального собрания и, соответственно, является его председателем. При этом к настоящему моменту возложение на него также функций руководителя муниципалитета не получило распространения в Москве - руководителем муниципалитета является, как правило, специально назначаемое должностное лицо.
Как высшее должностное лицо руководитель муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. Руководитель муниципального образования наделяется собственной компетенцией по вопросам местного значения, т.е. действует на правах органа местного самоуправления. К собственной компетенции руководителя муниципального образования, в частности, относятся:
- официальное представительство интересов муниципального образования в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, общественными организациями, гражданами - например, ведение переговоров, заключение договоров от имени муниципального образования, дача разъяснений, обращение в суд в защиту интересов муниципального образования;
- нормотворчество: подписание нормативных правовых актов муниципального собрания, издание собственных правовых актов;
- право требовать созыва внеочередного заседания муниципального собрания;
- назначение публичных слушаний, собраний граждан по своей инициативе;
- выдвижение инициативы местного референдума совместно с Муниципальным Собранием, а также опроса граждан;
- созыв схода граждан;
- организация деятельности Муниципального Собрания;
- право нормотворческой инициативы в органах местного самоуправления.
Срок полномочий руководителя муниципального образования определяется уставом муниципального образования в пределах от 2 до 5 лет. Как правило, в уставах муниципальных образований Москвы указывается, что руководитель муниципального образования избирается на срок полномочий муниципального собрания.
Досрочное прекращение полномочий руководителя муниципального образования возможно в силу закона в случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности мэром Москвы в связи с изданием не соответствующих законодательству правовых актов, если такие противоречия установлены судом и не были устранены в течение 2 месяцев, а также в случае совершения действий (бездействия), в т.ч. издания ненормативного правового акта, нарушающих права и свободы человека и гражданина, создающих угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевого расходования субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено судом и не приняты меры по исполнению решения суда;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий муниципального собрания, избравшего руководителя муниципального образования;
12) удаления в отставку по решению муниципального собрания;
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.
Руководитель муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять полномочия на постоянной или непостоянной основе.
Муниципалитет - обязательный постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы.
Положение о муниципалитете утверждается муниципальным собранием.
К полномочиям муниципалитета относятся, в частности:
- исполнение местного бюджета, в т.ч. исполнение функций главного распорядителя;
- подготовка проекта местного бюджета;
- подготовка отчета об исполнении местного бюджета;
- исполнение переданных государственных полномочий;
В соответствии с уставами муниципальных образований к ведению муниципалитета, как правило, также относятся:
- управление муниципальной собственностью;
- установление тарифов;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, руководство ими;
- совершение приватизации;
- контроль в сфере землепользования, торговли, образования и т.д.
Деятельность муниципалитета строится на основе единоначалия, что подразумевает наличие одного лица, руководящего деятельностью органа, действующего от его имени и несущего персональную ответственность за результаты его работы. Таким лицом является руководитель муниципалитета.
Руководителем муниципалитета в соответствии с уставом муниципального образования может быть либо руководитель муниципального образования (по совместительству), либо специально назначаемое на данную должность лицо. В Москве преобладает второй из указанных вариантов.
В связи с этим руководитель муниципалитета назначается на должность муниципальным собранием по результатам конкурса.
В конкурсе на замещение должности руководителя муниципалитета вправе участвовать:
- гражданин РФ;
- достигший возраста 18 лет;
- отвечающий квалификационным требованиям, установленным законом Москвы и уставом муниципального образования.
Квалификационные требования могут касаться уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается муниципальным собранием. При этом условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта должны быть опубликованы не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается муниципальным собранием. Члены конкурсной комиссии назначаются: 2/3 - муниципальным собранием, 1/3 - Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.
Лицо назначается на должность руководителя муниципалитета муниципальным собранием из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с руководителем муниципалитета заключается руководителем муниципального образования на срок полномочий муниципального собрания, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на 2 года.
Условия контракта для руководителя муниципалитета утверждаются муниципальным собранием в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом города Москвы - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы.
Контракт с руководителем муниципалитета может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) муниципального собрания или руководителя муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
2) мэра Москвы - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы;
3) руководителя муниципалитета - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти города Москвы.
Структура муниципалитета утверждается муниципальным собранием по представлению руководителя муниципалитета.
Структура муниципалитета включает подразделения (органы) специальной компетенции (комитеты, управления, департаменты, отделы, секторы, комиссии и др.), которые могут быть отраслевыми, функциональными (например, по вопросам образования, здравоохранения, охраны правопорядка, муниципальной собственности, благоустройства, по делам несовершеннолетних и т.п.) либо территориальными.
Обычно в структуре муниципалитета в Москве выделаются орган (комитет, сектор, отдел) по опеке и попечительству и комиссия по делам несовершеннолетних. Также могут быть канцелярия, организационный отдел, бухгалтерия.
Муниципалитет формируется путем назначения должностных лиц руководителем муниципалитета самостоятельно либо по согласованию с муниципальным собранием.
В основе специфических условий организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге лежит их двойственное положение: с одной стороны, они являются городскими поселениями и согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ должны быть самоуправляющимися территориальными единицами, с другой стороны, как крупнейшие мегаполисы они, как это закреплено в ст. 65 Конституции РФ, являются субъектами Российской Федерации.
Обязательными для создания в Москве являются три органа местного самоуправления: муниципальное собрание, муниципалитет и руководитель внутригородского муниципального образования. Последний избирается либо на муниципальных выборах, либо муниципальным собранием, причем во втором случае он не может возглавлять муниципалитет (определенные противоречия в законе содержатся при варианте совмещения им руководства и представительным, и исполнительным органом).
Cогласно реформе оформляется такая концепция местного самоуправления, когда на разных территориях города Москвы местное самоуправление имеет разный набор прав. В то же время эти различия не такие радикальные, какие могли быть при соблюдении не только буквы, но и духа городского Закона N 36 (в частности, ряд вопросов местного значения все же исключен из ведения местного самоуправления, проведена определенная унификация терминологии). Нельзя не отметить плюсы такой концепции: она экономична с точки зрения финансового обеспечения, максимально сохраняет регулирование местного самоуправления на присоединенных территориях по сравнению с его состоянием на момент присоединения, в целом соответствует законодательству Российской Федерации и вполне безболезненно начала действовать с 1 июля 2012 г., как это предусмотрено законами. Тем не менее невозможно упустить из виду такой существенный недостаток: концепция не решает проблем местного самоуправления в тех 125 муниципальных образованиях, которые первоначально находились в составе города Москвы, а значит, часть москвичей будут получать право на местное самоуправление в ограниченном объеме. Поэтому, целесообразно продолжить совершенствование.
I. Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
- Указ Президента РФ от 10.12.1993 № 2125 «Об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – №50. – Ст. 4866.
- Закон г. Москвы от 06.11.2002 № 56 (ред. от 15.05.2013) «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 2002. – №12. – Ст. 276.
- Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы» // Ведомости Московской Думы. – 1995. – №4.
II. Учебная литература
- Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // СПС КонсультантПлюс. 2013.
- Трубилов Г.В. Организация местного самоуправления в городе Москве // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 3. – С. 76 - 79.
_________
[1] Указ Президента РФ от 10.12.1993 № 2125 «Об общих принципах административно-территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – №50. – Ст. 4866.
[2] Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 19.12.2012) «Устав города Москвы» // Ведомости Московской Думы. – 1995. – №4.
[3] Трубилов Г.В. Организация местного самоуправления в городе Москве // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 3. – С. 76 - 79.
[4] Закон г. Москвы от 06.11.2002 № 56 (ред. от 15.05.2013) «Об организации местного самоуправления в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 2002. – №12. – Ст. 276.
[5] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
[6] Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // СПС КонсультантПлюс. 2013.
[7] Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // СПС КонсультантПлюс. 2013. – С.22-24.