Повышаем процент оригинальности дипломных и курсовых работ методом ручного рерайта (переписыванием своими словами «проблемных» частей работы). Итоговая уникальность составляет 70-85%. Подробнее об услуге

Понятие политической партии и виды политических партий в конституциях зарубежных стран

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии - участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Понятие и виды партий в конституциях зарубежных государствИли подчеркивается назначение политических партий - представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по теории государства и права[1] политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.[2]

В ст. 3 Федерального закона «О политических партиях»[3] дается легальное понятие политической партии: «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления».

По мнению А.Б. Венгерова, «политическая партия – это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов»[4].

По мнению В.В. Лапаевой, «политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно становится борьбой политической».[5]

Политическая партия как один из видов общественного объединения должна обладать признаками:

- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование;

- создается по инициативе граждан;

- граждане объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания:

- участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли;

- участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах;

- представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.[6]

Как отмечает Т.К. Байкова, «партии обладают определенными специфическими признаками: имеют определенное количество членов, обладают региональной структурой, наделены правом самостоятельно участвовать в федеральных, региональных и местных выборах и др. Специфика этих признаков такова, что делает необходимым регулирование правового положения политических партий специальным законодательством, и, следовательно, предоставление им особого статуса. Таким образом, правовое положение партий, с одной стороны, базируется на правовом статусе общественных объединений, с другой стороны, в силу своей специфики нуждается в особом регулировании специальным законодательством».[7]

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Политические партии классифицируют по следующим основным критериям:

1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.

2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях. Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые - участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.[8]

В зарубежных странах действуют различные политические партии. Традиционно они различаются по своим социально-экономическим установкам, однако в 60-х годах XX в. стали возникать партии, сориентированные на решение новых проблем (охрана окружающей среды, ядерная угроза, иммиграция, европейская интеграция, охрана прав женщин и меньшинств). Исходя из идеологических установок, существующие партии весьма условно можно разделить на следующие группы: консерваторы, либералы, социал-демократы, зеленые, левые радикалы, крайне правые, регионалисты.

Консервативные партии представляют собой правое крыло в спектре политических партий. Они выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, в том числе за снижение налогового бремени, что позволило бы, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни. Вместе с тем в сфере гражданских свобод они придерживаются не либеральных, а собственно консервативных установок. В частности, они являются противниками легализации абортов, признания прав сексуальных меньшинств, использования достижений биотехнологий.

К консервативным партиям относятся Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, Либерально-демократическая партия Японии.

Либералы являются сторонниками свободной торговли, развития конкуренции и внутреннего рынка. Они считают недопустимым государственное вмешательство в сферу не только экономики, но и гражданских свобод.

К либеральным партиям принадлежат Свободная демократическая партия в Германии, Радикальная партия во Франции, Итальянская республиканская партия.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. Основное внимание они уделяют социальной защите граждан и учету корпоративных интересов. Одновременно социалисты, в противовес консерваторам, выступают за либерализацию сферы индивидуальных свобод.

К социал-демократическим партиям относятся Лейбористская партия Великобритании, социалистические партии Франции, Италии, Испании, социал-демократические партии в Германии и Скандинавских странах.

Зеленые появились на политической арене в 60 - 70-х годах XX столетия, в настоящее время они существуют во всех странах Европейского союза (Федерация зеленых в Италии, Зеленая партия в Великобритании), а в ряде стран (Германия) их представители входят в состав правительства. В политических программах зеленых ключевыми вопросами являются охрана окружающей среды, отказ от ядерного оружия и атомных электростанций, борьба за мир, защита прав женщин.

Левые радикалы представлены коммунистическими партиями и независимыми социалистическими партиями, возникшими в 50 - 60-х годах XX столетия в ряде стран Европы в связи с неприятием обществом политики правящих социалистических и социал-демократических партий (Дания, Нидерланды). После падения Берлинской стены большинство коммунистических партий отказалось от идеи свержения капитализма и либерально-демократических институтов, однако защита прав трудящихся, безопасность труда, антимилитаризм являются принципиальными вопросами для них; они выступают против дальнейшего расширения европейской интеграции[9].

К этим партиям относятся Французская коммунистическая партия, Партия демократического социализма в Германии, Партия коммунистического преобразования в Италии.

Среди крайне правых партий выделяют три группы: неофашистские партии, националистические партии, возникшие в 70 - 80-х годах, а также партии, для которых характерно сочетание националистической идеологии и протеста против налоговой политики правительств социалистов. Все они являются сторонниками рыночной экономики и имеют общие подходы по ряду социально-политических проблем, в частности выступают против иммиграции, европейской интеграции, легализации абортов, признания прав сексуальных меньшинств. Крайне правые - сторонники сильной исполнительной власти.

К крайне правым относятся Национальный альянс в Италии, Австрийская партия свободы, Национальный фронт во Франции.

Возникновение регионалистских партий обусловлено существованием противоречий между центром и периферией. В эту группу включают разнообразные партии, которые выступают за территориальную реорганизацию государства, децентрализацию, предоставление автономии регионам. Некоторые из них стоят на сепаратистских позициях. Для этих партий приоритетными являются проблемы региональной политики, защита прав этнических меньшинств, расширение европейской интеграции.

К регионалистским партиям относятся Лига Севера в Италии, Баскская националистическая партия в Испании, Шотландская национальная партия в Великобритании.

Некоторые политические партии не имеют идеологических программ и ставят перед собой лишь задачу добиться успеха на выборах. Это так называемые партии-машины. Одна из таких партий - ЮДР - в период голлистского режима (1958 - 1974 гг.) ставила, например, своей задачей "безусловную поддержку президента республики, его парламента и правительства, а также передачу органам власти собираемых в стране предложений и критических замечаний". Неоднократные попытки создания таких партий предпринимаются и в нашей стране.

Партии-машины необходимо отличать от мировоззренческих партий, которые в своей деятельности пытаются хотя бы внешне руководствоваться определенными идеологическими принципами. Мировоззренческой партией является, например, Христианско-демократический союз ФРГ, политический клерикализм которой включает в себя проповедь социального рыночного хозяйства и социального партнерства.

От политических партий следует отличать так называемые группы давления, которые являются своеобразным элементом политической системы зарубежных стран. Первоначально они возникли в США, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскими организациями, заинтересованными группами. В других странах они фигурируют под иными названиями (например, парламентские агенты в Великобритании)[10].

Итак, можно сделать вывод, что политические партии являются важнейшим звеном политической системы общества. Политическая партия – это особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ. Она создается  в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

______

[1] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 2010. - С.145.

[2] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2010. - С.128.

[3] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №29. - Ст. 2950.

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. - М.: Омега-Л, 2009. - С.115-117.

[5] Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» /  Под ред. В.В. Лапаевой. - М.: Юринформцентр, 2002. С.23.

[6] Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный). - М.: Консультант Плюс, 2008. - С.22-23.

[7] Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. - М., 2003. - С.5-6.

[8] Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2010. - С.129-130.

[9] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008. - С.234-237.

[10] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2008. - С.234-237.

 

Контакты

Заказать работу Вы можете по телефону или оформив форму заказа:

Телефон: +7 916 902 17 59

Skype: refermaker

E-mail: refermaker@ya.ru


Заказать диплом по праву

Предметы

Адвокатура

Административное право

Арбитражный процесс

Гражданское право

Гражданский процесс

Земельное право

История государства и права

Конституционное право

Криминалистика

Криминология

Международное публичное право

Международное частное право

Налоговое право

Право Европейского Союза

Предпринимательское право

Прокурорский надзор

Семейное право

Теория государства и права

Трудовое право

Уголовное право

Уголовный процесс

Финансовое право

Юридическое психология