Повышаем процент оригинальности дипломных и курсовых работ методом ручного рерайта (переписыванием своими словами «проблемных» частей работы). Итоговая уникальность составляет 70-85%. Подробнее об услуге

Всеобщая Исламская Декларация прав человека

а) Каковы отличия первой и второй редакций «Всеобщей Исламской Декларации прав человека»?

Рассматривая различияПервой редакции Декларации, разработанной в составе документов Всеобщей исламской конференции, посвященной пророку Мухаммеду и его посланию (Лондон, 12-15 апреля 1980 г.) и Второй редакции этого документа, разработанного Исламским Советом Европы и обнародованном 19 сентября 1981 г. в Париже,  прежде всего, нужно отметить большую декларативность Первой редакции.

Всеобщая Исламская Декларация прав человекаПервая редакция представляет из себя набор основных начал исламского миропорядка, а также трактует причины, почему надо соблюдать эти основополагающие принципы. В первой редакции много цитат из Св. Корана, создатели этой редакции тяготели к буквальной передачи слов Аллаха по многим вопросам, рассматриваемым в ней. Тем не менее, в Первой редакции достаточно подробно и с живыми примерами (цитатами) отражена божественная сущность прав человека в исламском мире, выделены его политические, экономические, социальные права.

Вторая редакция Всеобщей Исламской Декларации прав человека разительным образом отличается от предыдущей редакции, прежде всего, своей ориентированностью на современный миропорядок. В ней почти нет декларативных цитат из Корана, а информация изложена современным юридическим языком.

Вторая редакция документа имеет принципиально отличную структуру: общим является только наличие раздела «Преамбула».Она вкачестве основополагающих статей выделяет те основные права и свободы, которыми наделяется человек.

В целом, обе редакции имеют одинаковую суть, выражающуюся прежде всего в признании божественного, ниспосланного людям порядка в качестве наивысшей морально - правовой нормы поведения.

 

б) Какие особенности правового статуса личности в системе исламского права отразили оба эти документа?

Первая и вторая редакция «Всеобщей Исламской Декларации прав человека» говорят о том, что права человекапроистекают свыше, из замысла Аллаха, независимого от воли людей, категорий времени и места и всевозможных доктрин. То есть, в документах говориться, что не земные законы и не люди создали систему прав и свобод личности, а относят это явление к числу благодеяний Аллаха, оказанным Им Его рабам, который разъяснил в своих трудах сущность Законов шариата, обязав всех ревностно исполнять их.

Цель этих прав - придать честь и достоинство человечеству и уничтожить эксплуатацию, угнетение и несправедливость.

Шариат не является орудием в руках власти или аргументом для людей, чтобы выступить против общества или правителей. Согласно исламским воззрениям, которые не связаны с категориями времени и места, соблюдение право человека гарантируется всем, исходя из того, что самой надежной гарантией их соблюдения является их источник.

Очень верно написал Ф.Л. Иванов по этому поводу: «исламская доктрина не признает врожденных прав человека, которые бы являлись атрибутом человека, как представителя вида homo sapiens — все права принадлежат Аллаху, который дарует их людям»[1].

Такое понимание естественных прав человека противоречит западной концепции прав личности, которая утверждает, что каждому человека принадлежат естественные права от рождения. Все люди, заявляет исламская правовая доктрина, равны перед богом, однако, это не означает равенства в правах, как это понимает западный человек.

Так, например, женщины и немусульмане неравны в правах с мужчинами-мусульманами, то есть не могут пользоваться гражданскими правами в том же объеме. Но с другой стороны, в исламе нет дискриминации по принципу расы, убеждений или языка (хотя на практике нередко дискриминация все-таки происходит).

Таким образом, можно сделать вывод, что в декларациях подчеркивается, что ввиду божественного происхождения свобод никакая власть не может ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом.

Всеобщая Исламская Декларация прав человека провозглашает следующие свободы и права личности:

1) все люди рождаются равными, а привилегии для избранных групп или людей недопустимы. Запрещена дискриминация кого-либо по расовому, половому, языковому и национальному признаку;

2) все люди рождаются свободными;

3) рабство и каторжный труд запрещены;

4) необходимы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;

5) всеобщее равенство перед законом и судом, независимо от статуса и властных полномочий.

В ст. I–XIV формулируются гражданские и политические права.

Среди этих прав право на жизнь, право на свободу — по статье 2 предусматривает недопущение  «никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона», а также то, что любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права.

«Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе»[2].

Исламские Декларации провозглашают равенство между мужчинами и женщинами в праве на жизнь, личную свободу, частную собственность, наследство, труд, образование и многое другое. С другой стороны, физиологические различия между двумя полами не могут не отражаться на их социальных правах и обязанностях. Так, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины.

Исходя из этого, ислам устанавливает определенные различия между имущественными правами и обязанностями мужчин и женщин. Например, ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью ложится на мужчину. Именно это обстоятельство чаще всего приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Женщина также обладает правом собственности. Однако нужно помнить, что верховенство мужчины в семье объясняется, в первую очередь, природными качествами, а затем уже материальными обязанностями мужа перед женой. Эти обязанности не сводятся только к денежным расходам, поскольку муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его помощи.

Таким образом, ислам настаивает на божественном происхождении естественных прав человека.

 

в) Какие задачи и принципы конституционно-правового регулирования основ общественного строя в исламских странах проистекают из содержания «Всеобщей Исламской Декларации прав человека»?

В преамбуле«Всеобщей Исламской Декларации прав человека» описаны основополагающие начала (задачи и принципы) общественного строя в исламских станах.

Исламская Декларация в качестве основной задачи конституционно-правового регулирования считает построение исламского миропорядка, который основывается на следующих основополагающих принципах:

- всеобщее равенство людей, без привилегий для избранных групп, а также без дискриминации по расовому, половому, языковому и национальному признаку;

- свобода человека;

- запрет рабства и каторжного труда;

- признание семьи в качестве основы общества;

- равенство всех перед законом;

- подчинение только законным приказам;

- признание и подчинение законной власти;

- рассмотрение всех экономических благ в качестве божественного благоволения, согласно изложенным правилам в Коране и Сунне;

- решение всех общественных дел и осуществление административной власти после совета (шура) с верующими, которые уполномочены участвовать в принятии решения, не противоречащего закону и общественному благу;

- выполнение каждым обязанностей в соответствии со своими способностями, а также установление соразмерной ответственности за свои поступки;

- законная защита прав каждого человека;

- никто не может быть лишен прав, гарантированных ему законом, кроме как в соответствии в данным законом и в той мере, в какой позволено законом;

- каждый имеет право предпринять юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества в целом либо против одного из его членов;

- принятие всех усилий для избавления человечества от эксплуатации, несправедливости и угнетения;

- гарантирование каждому человеку безопасности, достоинства и свободы всеми допустимыми законом способами.

______

[1]Иванов Ф. Л. Перспективы развития универсальной и исламской концепции прав человека / Ф. Л. Иванов // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2009. – №15 (153). – C. 51 – 55.

[2]Якупов М. Т. Проблема свободы воли в исламе / М. Т. Якупов // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – №3 (69). – C. 97 – 104.

Контакты

Заказать работу Вы можете по телефону или оформив форму заказа:

Телефон: +7 916 902 17 59

Skype: refermaker

E-mail: refermaker@ya.ru


Заказать диплом по праву

Предметы

Адвокатура

Административное право

Арбитражный процесс

Гражданское право

Гражданский процесс

Земельное право

История государства и права

Конституционное право

Криминалистика

Криминология

Международное публичное право

Международное частное право

Налоговое право

Право Европейского Союза

Предпринимательское право

Прокурорский надзор

Семейное право

Теория государства и права

Трудовое право

Уголовное право

Уголовный процесс

Финансовое право

Юридическое психология